Структура внутришкольного контроля
Существует несколько видов контроля:
Ориентировочный контроль заключается в уточнении уровня деятельности учителей (общее знакомство с системой взаимодействия педагога с учащимися).
Предупредительный контроль — проверка возможности педагога (учитель заранее осведомлен о целях контроля, что повышает его ответственность).
Предварительный контроль, который осуществляется до фактического начала работы. Объектом контроля являются материальные и финансовые ресурсы, а также готовность исполнителей. Имеет опережающий, прогностический характер, его смысл состоит в предупреждении возможных сбоев еще до начала процесса и обеспечении условий для успешного выполнения намеченных планов.
Персональный контроль — комплексный контроль работы одного учителя в разных классах. Он проводится в плановом порядке с тем, чтобы оценить качество выполнения учителями своих обязанностей, выявить достижения, способствовать устранению ошибок, оказывать побуждающее влияние.
Текущий контроль проводится в ходе выполнения работ. Смысл текущего контроля состоит в выявлении возможных отклонений промежуточных результатов от запланированных.
Тематический контроль — изучение системы работы учителя по определенному вопросу.
Тематически-обобщающий контроль предназначен для углубленного изучения одного или нескольких аспектов педагогического процесса в разных классах и по разным предметам.
Фронтальный контроль предполагает глубокую всестороннюю проверку деятельности учителя, всего или части педагогического коллектива по целому ряду аспектов.
Оперативный контроль — посещение урока, воспитательного мероприятия в связи с создавшейся ситуацией.
Классно-обобщающий контроль предполагает изучение состояния учебно-воспитательного процесса в одном классе по конкретному аспекту.
Предметно-обобщающий контроль предполагает проверку качества преподавания определенного предмета в разных классах и разными учителями.
Заключительный контроль проводится после того, как работа выполнена. Смысл этого контроля состоит в том, чтобы выявить степень достижения целей, собрать информацию для планирования, если подобные работы будут проводиться в будущем.
Каждый вид контроля в процессе его реализации обретает определенную форму:
Персональная форма — в течение длительного времени посещаются уроки одного и того же учителя с целью изучения его структуры деятельности и перевода в более творческое состояние.
Персонально-фронтальная форма — деятельность учителя подвергается всестороннему анализу, но с обязательным утверждением его возможностей.
Сравнительно-персональная форма — предусматривает длительное посещение уроков двух учителей родственных предметов, но с непременным обогащением приемов воздействия того и другого.
Матрица внутришкольного контроля
Субъекты внутришкольного контроля
7 правил эффективного контроля
1. Контроль должен отражать и поддерживать общие цели школы, в чем будет проявляться его стратегическая направленность.
2. Контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности, объективно измерять и оценивать то, что действительно важно.
3. Обязательным условием эффективного контроля является наличие объективных, точных, и удобных для применения нормативов. Необходимо найти простой и конкретный способ определения степени выполнения запланированных задач, разработать четкие и объективные критерии проверки качества работы, которые будут убедительны и для контролируемых и для контролирующих.
4. Контролировать целесообразно по критическим точкам. Внимание сосредотачивается лишь на узловых моментах деятельности, по которым можно определить, имеются ли отклонения от планов, каковы конечные результаты.
5. Очень важно сосредотачивать внутришкольный контроль на существенных отклонениях.
6. Контроль должен быть действенным, то есть способным существенно влиять на повышение эффективности труда педагога.
7. Осуществлять контроль нужно своевременно и регулярно.