Содержание внутришкольного контроля

1. Учебно-воспитательный процесс:

■ Контроль за выполнением программы всеобуча;
■ Контроль за реализацией прав учащихся на получение образования;
■ Контроль за состоянием трудового воспитания и профориентацией учащихся;
■ Контроль за состоянием преподавания учебных дисциплин, выполнением программ;
■ Контроль за качеством знаний, умений и навыков учащихся;
■ Контроль за внеклассной работой по предметам.

2. Педагогические кадры:
■ Контроль за выполнением решений и нормативных документов вышестоящих органов;
■ Контроль за выполнением решений и методических советов;
■ Контроль за работой М/О;
■ Контроль за самообразованием учителей;
■ Контроль за состоянием методической работы;
■ Контроль за повышением квалификации учителей.

3. Учебно-материальная база:
■ Контроль за ведением внутришкольной документации;
■ Контроль за работой учебных кабинетов;
■ Контроль за рациональным использованием наглядных пособий и ТСО;
■ Контроль за состоянием совместной работы школы и общественности.

Положение о внутришкольном контроле школы гимназии №2
I. Общие положения

1.1 Настоящее положение разработано в соответствии с законом КР «Об образовании», «Типовым положением об образовательном учреждении», Уставом школы-гимназии №2, Программа развития и регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля администраций.
1.2 Внутришкольный контроль-главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения. Под внутришкольным контролем понимается проведение членами администрации школы наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции.
Процедуре внутришкольного контроля предшествует инструктирование должностных лиц по вопросам его проведения.

1.3 Положение о внутришкольном контроле утверждается педагогическим советом, имеющих право вносить в него изменения и дополнения.
1.4 Целями внутри школьного контроля являются:
■ совершенствование деятельности образовательного учреждения;
■ повышение мастерства учителей;
■ улучшение качества образования в школе.
1.5 Задачи внутришкольного контроля:
■ осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования;
■ выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов;
■ анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
■ анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;
■ изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распростронению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;
■ анализ результатов реализации приказов по школе;
■ оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.
1.6 Функции внутришкольного контроля:
■ Информационно аналитическая;
■ Контрольно-диагностическая;
■ Коррективно-диагностическая.
1.7 Директор школы (или) по его поручению заместители директора или эксперты вправе осуществлять внутришкольный контроль результатов деятельности работников по вопросам:
■ соблюдения законодательства Кыргызской Республики в области образования;
■ осуществления государственной политики в области образования;
■ использования методического обеспечения в образовательном процессе;
■ реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдения утвержденных учебных графиков;
■ соблюдения устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы-гимназии;
■ соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля успеваемости;
■ работы подразделений организации общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников школы-гимназии;
■ в рамках компетенции администрации школы.
1.8 При оценке учителя в ходе внутришкольного контроля учитывается:
■ Выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсии и др.)
■ Уровень знаний, умений, навыков и развития учащихся;
■ Владение учащимися общенаучными навыками, интеллектуальными умениями;
■ Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения;
■ Совместная деятельность учителя и ученика;
■ Наличие положительного эмоционального микроклимата;

■ Умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций и другого материала, направленного на усвоение учащимися системы знаний);
■ Способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю за результатами педагогической деятельности;
■ Умение корректировать свою деятельность;
■ Умение обобщать свой опыт;
■ Умение составлять и реализовывать план саморазвития.

1.9 Методы контроля над деятельностью учителя:
-Анкетирование;
-Тестирование;
-Социальный опрос;
-Мониторинг;
-Наблюдение;
-Изучение документации;
-Анализ, самоанализ уроков;
-Беседа о деятельности учащихся;
-Результаты учебной деятельности учащихся.

1.10 Методы контроля над результатами учебной деятельности:
■ Наблюдение;
■ Устный опрос;
■ письменный опрос;
■ Письменная поверка знаний (контрольная работа);
■ Комбинированная проверка;
■ Беседа анкетирование, тестирование;
■ Проверка документации.

1.11 Внутришкольный контроль может осуществлять в виде плановых или оперативных работ. Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает дублирование в организации проверок. Он доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года. Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращении обучающихся и их родителей или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса. Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся, организация питания, выполнение режимных моментов, исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.). Внутришкольный контроль в виде административной работы осуществляется директором школы и его заместителей по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

1.12 Виды внутришкольного контроля:
■ предваритнельный-предварительное знакомство;
■ текущий-непосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом;
■ итоговый-изучение результатов работы школы, педагогов за четверть, полугодие, учебный год.
1.13 Формы внутришкольного контроля:
■ персональный;
■ тематический;
■ классно-обощающий;
■ комплексный.
1.14 Правила внутришкольного контроля:
■ внутришкольный контроль осуществляет директор школы и заместители по учебно- воспитательной работе, руководители методических объединений, учителя- методисты;
■ план-задание определяет вопросы конкретной проверки и должно обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов внутришкольного контроля для подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности школы или должностного лица;
■ продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и др. мероприятий;
■ эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету внутришкольного контроля;
■ экспертные опросы и анкетирование обучающиеся проводятся только в необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службой школы;
■ при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей школы без предварительного предупреждения;
■ при проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 час до посещения уроков.
1.15 Основания для внутришкольного контроля:
■ Заявление педагогического работника на аттестацию;
■ Плановый контроль;
■ Проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
■ Обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.

1.16 Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде аналитической справки, справки о результатах внутришкольного контроля, доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной формы, установленной в школе. Итоговый материал должен содержать констанцию фактов, выводы и , при необходимости, предложения. Информация о результатах доводится до работников школы в течение 7 дней с момента завершения проверки.
По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел:
а) проводятся заседания педагогического или методического советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом;
б) фиксируются сделанные замечания и предложения в документации согласно номенклатуре дел школы;
с) учитываются результаты внутришкольного контроля при проведении аттестации педагогических работников, но они не являются основанием для заключения экспертной группы.

II. Личностно-профессиональный контроль
2.1 Личностно-профессиональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности учителя;
2.2 В ходе персонального контроля руководитель изучает:
■ Уровень знаний учителя в области современных достижений психологической и педагогической науки, профессиональное мастерство учителя;
■ Уровень овладения учителя технологиями развивающего обучения, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения;
■ Результаты работы учителя и пути их достижения;
■ Способы повышения профессиональной квалификации учителя.
2.3 При осуществлении персонального контроля руководитель имеет право:
■ знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами (тематическим планированием, которое составляется учителем на учебный год, рассматривается и утверждается на заседании методического объединения и может корректироваться в процессе работы), поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами учителя;
■ изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, секций;
■ проводить экспертизу педагогической деятельности;
■ проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации;
■ Организовывать социологические, психологические, педагогические исследования:
Анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей;
Делать выводы и принимать управленческие решения.
2.4 Проверяемый педагогический работник имеет право:
■ Знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
■ Знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
■ Своевременно знакомится с выводами и рекомендации администрации;
■ Обратится в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образования при несогласии с результатами контроля.
III. Тематический контроль
3.1 Тематический контроль проводиться по отдельным проблемам деятельности школы
3.2 Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, перегрузки учащихся, уровня сформированности общеучебных умений и навыков, активизации познавательной деятельности учащихся и др. вопросы.

3.3 Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение в существующую практику технологии развивающего обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда.
3.4 Темы контроля определяются в соответствии с Программой развития школы, проблемно-ориентированным анализом работы школы по итогам учебного года, основными тенденциями развития образования в городе, регионе, стране.
3.5 Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы школы.
3.6 В ходе тематического контроля:
■ проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование^
■ осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного воспитателя, классного руководителя, руководителей кружков и секций, учащихся; посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, секций; анализ школьной и классной документации.
3.7 Результаты проведения тематического контроля оформляются в виде заключения справки.
3.8 Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре или заместителях, заседаниях методических объединений.
3.9 По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития учащихся.
3.10 Результаты тематического контроля нескольких педагогов могут быть оформлены одним документом.
IV. Классно-обобщаюший контроль
4.1 Классно-обобщаюший контроль осуществляется в конкретном классе или параллели;
4.2 Классно-обобщаюший контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели.
4.3 В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе или классах:
■ Деятельность всех учителей;
■ Включение учащихся в познавательную деятельность;
■ Привитие интереса к срезам;
■ Стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении;
■ Сотрудничество учителей и учащихся;
■ Социально-психологический климат в классном коллективе.
4.4 Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия.
4.5 Продолжительность классного-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами.

4.6 Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами классно-обобщающего контроля в соответствии с планом работы школы.
4.7 По результатам классно-обобщающего контроля проводятся мини-педсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания.

V. Комплексный контроль
5.1 Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии образовательного процесса в школе в целом или по конкретной проблеме.
Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов администрации образовательного учреждения, руководителей методических объединений, эффективно работающих учителей школы под руководством одного из членов администрации. Для работы в составе этой группы администрация может привлекать лучших учителей других школ.
5.3 Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой.
5.4 Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения итогов комплексной проверки.
5.5 Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения комплексной проверки в соответствии с планом работы школы, но не менее чем за месяц до его начала.
5.6 По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой директором школы издается приказ (контроль, за исполнение которого возлагается но одного из членов администрации) и проводится заседание педагогического совета, совещание при директоре.или его заместителях.
5.7 При получении положительных результатов данный приказ снимается с контроля.