1. Общие положения
1.1. Школьное наставничество – разновидность индивидуальной работы с молодыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности или имеющими трудовой стаж не более 3 лет.
1.2. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также имеющихся знаний в области предметной специализации и методики преподавания.
2. Цели и задачи наставничества
2.1. Цель школьного наставничества – оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении;
2.2. Задачи школьного наставничества:
-привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности;
·ускорить процесс профессионального становления учителя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
— способствовать успешной адаптации молодых учителей к педагогическому коллективу.
3. Организационные основы наставничества
3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора гимназии.
3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора по УВР гимназии и руководители методических объединений, в которых организуется наставничество.
3.3. Руководитель методического объединения выбирает наставника из наиболее подготовленных учителей по следующим критериям:
— высокий уровень профессиональной подготовки;
— — опыт воспитательной и методической работы;
-стабильные результаты в работе;
— способность и готовность делиться профессиональным опытом;
— стаж педагогической деятельности не менее 5 лет.
3.4. Замена наставника производится приказом директора гимназии в случаях:
— увольнения наставника;
— перевода на другую работу подшефного или наставника;
— психологической несовместимости наставника и подшефного.
4. Обязанности наставника
4.1. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.
4.2. Изучать:
— деловые и нравственные качества молодого специалиста;
-отношение молодого специалиста к проведению занятий, коллективу гимназии, учащимся и их родителям;
4.3. Вводить в должность.
4.4. Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий, внеклассных мероприятий.
4.5. Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания и определять срок их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.
4.6. Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные им ошибки.
4.7. Развивать положительные качества молодого специалиста, в т. ч. личным примером, корректировать его поведение в гимназии, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора.
4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия.
5. Обязанности молодого специалиста
5.1. Изучать Закон РК «Об образовании», функциональные обязанности по занимаемой должности.
5.2. Выполнять план профессионального становления в определенные сроки.
6.3. Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.
5.4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
5.5. Повышать свой общеобразовательный и культурный уровень.
6. Права молодого специалиста
6.1. Вносить на рассмотрение администрации гимназии предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
6.2. Защищать свою профессиональную честь и достоинство.
6.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
6.4. Посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью.
6.5. Повышать квалификацию.
7. Руководство работой наставника
7.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора по УВР.
7.2. Заместитель директора школы обязан:
-представить назначенного молодого специалиста учителям гимназии, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
-создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста и его наставника;
-посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
-организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
7.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут руководители методических объединений.
-Руководитель методического объединения обязан:
-рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы наставника;
-провести инструктаж наставников и молодых специалистов;
-обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением;
-осуществлять систематический контроль работы наставника;
-заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты молодого специалиста и наставника и представить их зам. директора по УВР.
8. Документы, регламентирующие наставничество
8.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
-настоящее Положение;
-приказ директора о наставничестве;
-планы работы наставника;
8.2. По окончании срока наставничества молодой специалист в конце учебного года должен показать зачетный урок и отчет о проделанной работе.